МОЕ КОРОЛЕВСТВО, 2000, N 11, с. 34.

Зарубежная литература

Толкиен - выразитель империалистической реакции

       Двадцатый век стал трудным временем для Великобритании. Бывшая "владычица морей" и "мастерская мира" подошла к краху своей империалистической колониальной системы. Как писал Владимир Ильич Ленин, "Пришла к концу монополия Англии. Обострилась мировая конкуренция. Hаступила дороговизна жизни. Союзы крупных капиталистов раздавили мелких и средних хозяйчиков и всей тяжестью обрушились на рабочих" [ПСС, т. 26, с. 76]. В этих условиях английский империализм всеми силами стремился ослабить революционное движение пролетариата. Одним из методов воздействия на рабочий класс было целенаправленное внедрение буржуазной идеологии, имеющее целью отвлечение его от классовой борьбы.

       Одним из активнейших выразителей буржуазного либерализма, реформизма и тредъюнионизма стал лидер декадентского литературного направления Джохн Роналд Реуел Толкиен. Родившись в Южной Африке, этот апологет империалистической реакции с молоком матери впитал расовую и национальную ненависть английских колониалистов к "низшим" народам. Обучаясь же в Оксфордском университете, он отлично усвоил, преподававшиеся в нем различные реакционные и идеалистические в своей основе философские учения: буржуазный позитивизм Спенсера, философию "скорби и пессимизма" Шопенгауэра, человеконенавистническую философию Hицше с ее культом сильной личности и апологией войны и расовой ненависти.

       Hемудрено, что немалый литературный талант Толкиена был загублен его службой эксплуататорским классам. Все его творчество является убедительным доказательством пагубного, калечащего воздействия декаденса - искусства империалистической реакции - на подлинное художественное дарование. Выход из противоречий капиталистического общества Толкиен видел лишь в противопоставлении реальному, действительному миру мира мечты, мира сказки. В своих произведениях "Хоббайт" и "Магнат рингов" он активно проповедует идеи неприятия действительности и уход в мир грез и мечтаний. Декадентская эстэтика оказала отрицательное влияние и на художественную форму ряда произведений Толкиена. Его стиль и образные средства тяготеют к искусственной красивости, манерности и вычурности.

       Уже при жизни Толкиен приобрел огромную славу, он стал одним из известнейших и любимых авторов буржуазной Англии, писателем с мировым именем. В историю английской и мировой литературы он вошел как воинствующий апологет британского империализма и колониализма. В своих произведениях, написанных нередко с большой художественной силой, он, вдохновляясь человеконенавистнической философией Hицше, воспевает расовую ненависть, империалистическое хищничество, пропагандирует идею избранности "высших" рас и неполноценность прочих народов. Большое место в творчестве Толкиена занимает циничное прославление шпионской работы.

       Писатель незаурядного дарования, Толкиен умел найти доступ к самым широким слоям населения и преподносил империалистические идеи как народные. Он демагогически заигрывает с эксплуатируемыми классами, рядится в тогу их друга и защитника. Излюбленный художественный прием Толкиена - широкое использование фольклорных мотивов, которые он насыщал незатейливым юмором.

       Отмечая известную познавательную и воспитательную ценность произведений Толкиена, следует помнить о реакционном, антинародном характере его творчества.

И. Шприцман
"Красный гудок", 1987, N 4, с. 6.