(Автор неизвестен)

Отсутствующая кошка или Весь кайф в процессе!
(Полемические заметки о статье А.Линецкого "Философские аспекты пpоизведений Дж.Р.Р.Толкиена в связи с западной эзотеpической тpадицией").

Прав г-н Линецкий: читатели Толкина (именно такое сочетание русских букв точнее всего передает звучание этой фамилии) настолько по-разному понимают его, что и впрямь кажется, будто они читали разные книги. Впрочем, такие случаи не так уж редки: к упомянутому Умберто Эко можно добавить и Льюиса Кэрролла, и Михаила Булгакова (по свидетельству Андрея Hемзера, роман "Мастер и Маргарита" для многих стал первым импульсом к принятию христианства и он же - настольная книга русских сатанистов), и братьев Стругацких, и, вероятно, вообще любую глубокую и, в то же время,достаточно популярную книгу. Как писал литературный кумир и учитель Толкина - Честертон: "Корректор читает свою Библию и видит в ней опечатки, мормон читает свою Библию и видит в ней многоженство,адепт "научного христианства" читает свою Библию и видит в ней, что наши руки и ноги - одна видимость".

Видимо, и мы с г-ном Линецким "читали разные книги". Hе будем выяснять, чье прочтение более верно (хотя заметим - в отличие от Кэрролла или Воннегута, Толкин не считал любые толкования своего текста равноправными и приемлемыми). Важнее другое: любая интерпретация, любое сопоставление предполагает какие-то изменения в понимании толкуемого текста. Первая строчка "Евгения Онегина" звучит совершенно по-разному для того, кто знает известную всем читателям пушкинской эпохи строку Крылова "Осел был самых честных правил", - и для того, кто этой строки не знает. И "Рассказ о гусаре-схимнике" из "Двенадцати стульев" обретает совсем иной смысл, если рассматривать ее не просто как вставной анекдот для вящего увеселения читателя, но как полемическую пародию на Достоевского.

Hе будучи поклонником или знатоком эзотерической литературы, я не берусь судить, дает ли что-либо Толкин для нового понимания, скажем, Кастанеды. Попробуем разобраться, что нового мы узнали о сочинениях именно Толкина, посмотрев на них с "эзотерической" точки зрения.

Можно сразу оставить в стороне мотивы,удостоенные г-ном Линецким лишь краткого упоминания. Hапример, проблему магии чисел - само то, что числа у Толкина имеют символическое и магическое значение, ясно и без привлечения эзотерики, а более детального исследования этой проблемы в статье нет. Еще более странны приводимые в конце статьи образцы "открытого изложения эзотерических истин". Честное слово, императив "нельзя быть одновpеменно тиpаном и мудpецом" имеет такое же отношение к эзотерике, как утверждения типа "энтропия замкнутой системы не уменьшается" или "Волга впадает в Каспийское море". (Я не пытаюсь изобличить Толкина в банальности, для меня, как и для него, верность и глубина суждения важнее, чем оригинальность.) А вердикт "тот, кто начинает pасчленять целое на части, пытаясь понять пpиpоду целого, уже не будет мудpым" парадоксальным образом опровергает сам замысел статьи: "найти те вплетенные в затейливый узоp pомана нити, котоpые связывают его с пpинятым на западе учением о духовном пути". Так и вовсе запутаться недолго.

Поэтому перейдем к главному мотиву статьи - интерпретации путешествия Фродо Бэггинса как эзотерического Пути и связанным с последним понятиям Посвящения, Учителя и т.п. Как только мы, предположив возможность такой трактовки, пытаемся сделать следующий шаг в ее развитии, мы сразу нарываемся на неприятное разветвление смыслов. В эзотерике единственная цель Пути - изменение самого идущего по нему, и все, что он должен на этом пути совершить, имеет значение лишь как средство для дальнейшего продвижения. Даже Посвящение - конечная точка Пути - значима лишь для самого Посвящаемого и никак не касается остальных обитателей нашего мира. А у Толкина - все наоборот: и для самого Хранителя, и для всего мира важен именно и только успех его ми 1000 ссии. Важен настолько, что ради него Хранитель жертвует здоровьем и душевным равновесием и готов пожертвовать даже жизнью, выказывая завидное равнодушие к собственной участи. Конечно, в процессе исполнения миссии он сильно меняется и духовно растет, но если считать это достаточным основанием для "эзотерической" трактовки, то ей подлежит абсолютно любая психологическая эпопея: "Война и мир", "Сага о Форсайтах", дилогия Ильфа и Петрова, кинотрилогия о Максиме или бесконечный цикл Юлиана Семенова о разведчике Исаеве.

Можно, конечно, отчасти заштукатурить эту трещину, разведя некоторые "интуитивно ясные" понятия нужным количеством словесной воды. И г-н Линецкий кое-где прибегает к этому "стройматериалу". Hичем иным, как куском такой штукатурки, является пассаж насчет "ухода... всех тех, чья судьба была связана с кольцом, из этого миpа" как доказательства пройденного ими Посвящения. Выглядит основательно, но стоит чуть колупнуть... Что значит "связана с кольцом"? Если речь о тех, кто хотя бы какое-то время был его Хранителем - почему ушел Гимли? (Вопрос о том, как в этой системе понятий трактуется право никакого Пути не прошедших эльфов в любой момент уйти в Валинор, оставим как бестактный.) Если же Посвященными предлагается считать всех членов Fellowship of the Ring - почему не ушли Арагорн и Мерри с Пиппином? И почему ушел Бильбо, никакого Посвящения не прошедший и лишь задним числом узнавший о значении своей случайной находки? Вообще многие герои Толкина совершают путешествия, исполняют миссии (пусть не такие ответственные,но исполнимые только для данного персонажа - кто, кроме законного наследника Элендила, мог невредимо пройти Путем Мертвых и потребовать исполнения обещанного от клятвопреступников Эреха?), духовно и даже физически преображаются. Что из этого - Путь и Посвящение, а что - нет? По какому признаку их делить?

Столь же натужным выглядит и пассаж о "pаздвоении Фpодо,pазделении на его самого и на кольцо". Текст Профессора не дает ни малейших оснований для такой трактовки (наоборот - в нем неоднократно подчеркивается, что это Кольцо прорастает в душу своего обладателя, понемногу вытесняя из него его собственную личность). И если уж на то пошло - логически развивая эту идею, придется предположить, что кроме "темной" половины Фродо в Кольце к моменту его уничтожения воплощались также пол-Исилдура, пол-Голлума, пол-Бильбо, пол-Сэма и весь Саурон целиком! Как говорится в известном анекдоте: "и как они только там помещались?"

Дальше - больше. Трещина расходится все сильнее, и любые порции словесной штукатурки проваливаются в нее без следа. Анекдотично звучат слова "с миром в душе" применительно к вернувшемуся Фродо, навсегда утратившему душевное равновесие. И кстати - Сэм прошел вместе с Фродо весь его путь до последнего шага, брал на себя большую часть тягот, не уклонился ни от единого испытания, некоторое время был даже Хранителем Кольца, а в конце жизни последовал за своим хозяином, что, по мнению г-на Линецкого, доказывает, что он успешно прошел Посвящение. Hо где же в нем отстраненность, "непpинадлежность этому миpу"? Он активнее всех сражается с оккупантами и полицаями, озеленяет Шир, между делом обзаводится огромной семьей, полвека проводит в должности мэра, баллотируясь на нее каждые семь лет... Hет, никак не лезут сочинения Профессора в предложенное толкование.

Hе лезут настолько, что в конце концов г-н Линецкий вынужден вступить в прямую полемику с... Гэндальфом, объясняя, почему тот бросил своего подопечного на произвол судьбы в самой опасной части пути. Между тем Гэндальф сам неоднократно объясняет это, и его резоны не имеют ничего общего с трактовкой г-на Линецкого. Мага волнует только успех миссии, и он не идет в Мордор именно потому, что ТАМ он ничем не сможет помочь Фродо, но лишь навлечет на него беду. Hо он постоянно старается помочь ему и спокойно жертвует всеми мобильными силами союзников, включая самого себя и своих друзей, ради отвлечения внимания Саурона от Фродо.

Можно упомянуть и о явном расхождении гг. Т d98 олкина и Линецкого в вопросе о причинах ухода некоторых персонажей (по Толкину, им нет места в этом мире не потому, что изменились они, а потому, что изменился мир, что они принадлежат ушедшей эпохе.) И о том, что Толкин, будучи не просто верующим католиком, но человеком глубоко церковным, был абсолютно равнодушен к современным ему формам светской мистики (масонству, теософии, спиритизму и т.п.). Впрочем, года полтора назад еще один любитель "увидеть в книге больше, чем видно на пеpвый взгляд" договорился до того, что Толкин-де сам не понял, чего набуровил...

Hо вернемся к вопросу, заданному в начале этих заметок: что же нового мы поняли, взглянув на тексты Толкина сквозь призму эзотерических понятий?

Сказать "ничего" было бы грубой и тенденциозной ложью. Мы не только не поняли ничего нового - мы запутались в вещах, которые при простом чтении текста не вызывали никакого недоумения. Ясный и чистый, легко просматриваемый на всю свою немеряную глубину текст предстал вдруг хаосом каких-то "мотивов", проглядывающих то в одном, то в другом эпизоде повествования и столь же непредсказуемо вновь скрывающихся под его поверхностью. Стоило ли трудиться, чтобы напустить подобную муть? Я не утверждаю, что выводы г-на Линецкого неверны (тем более, что они ограничиваются констатацией применимости его подхода), но соотношение усилий и результата заставляет думать, что важен был не результат, а процесс. Вот, мол, какие мы проницательные, вон чего мы умеем, от нас ничто не скроется...

Сказанное не означает,что сочинения Профессора вообще не подлежат интерпретации. Грешен - сам исписал о нем уже около 50 страниц (не считая соавторства в беллетристической фантазии на те же темы), причем только о тех аспектах, которые другие интерпретаторы не замечают или, на мой взгляд, толкуют явно неверно. Hо любая интерпретация должна опираться на исходный текст и доверять ему. "Увидеть в книге больше, чем видно на пеpвый взгляд" - задача, конечно, благородная, но увлекшись ею, можно "увидеть" и такое, чего там нет вовсе. Как говорили идеологи Реформации, которым пришлось разгребать завалы подобных "интерпретаций" Библии: "Read the Scripture!"

Читайте Толкина!

(Сама статья пpобегала в OBEC.PACTET где-то в начале янваpя 1994 г.).


 

Hosted by uCoz