А.М.Люксембург

Роджерс Д.У., Роджерс А.А. Дж.Р.Р. Толкьен.
Rogers D.W., Rogers L.A. J.R.R. Tolkien.-[N.Y.]: Twayne, 1980.- 164 p.- (Twayne's Engl. auth. ser.; TEAS 304). - Bibliogr.: p.l5l-158.
PЖ (реферативный журнал): общественные науки за рубежом Сер 7. Литературоведение. - 1982. - № 3. -С. 170-173.

   В работе американских исследователей Деборы и Айвора Роджерсов дан литературный портрет одного из наиболее известных англоязычных писателей XX в. - Джона Pоналда Рейела Толкьена (1892-1973). Книга содержит биографические сведения о писателе (глава 1), анализ воспринятых им литературных традиций (глава 2), подробную интерпретацию его основных художественных произведений (главы 3-6), а также точку зрения авторов монографии относительно места, занимаемого Толкьеном в западноевропейской литературе (глава 7).

   Авторы оценивают эпические полотна Толкьена преимущественно с позиций внутреннего единства и гармонии созданной им замкнутой мифологической системы, почти полностью обходя при этом эстетические критерии. Кроме того, объясняя особенности толкьеновской прозы, отдельные сюжеты и образы, авторы чрезмерно увлекаются биографическим методом исследования, что придает работе известную односторонность.

   Филолог-медиевист Толкьен внимательно изучал античную, христианскую и северогерманскую мифологии. Он с интересом встречал попытки ученых реконструировать на материале сохранившихся фольклорных источников произведения, отражающие мифологию того или иного народа, например подготовленное Э. Лённротом издание карело—финского эпоса "Калевала". Ссылаясь на слова Толкьена о том, что Англии и англичанам недостает такого рода единой мифологии, авторы исследования видят в его творчестве стремление создать комплекс из более или менее связанных между собой легенд, который бы включал в себя и космогонию, и волшебные сказки, Для понимания мировоззрения Толкьена весьма важны его лекции "Беовульф: чудовища и критики" (1936) и "О сказках" (1939). В них писатель выразил свое отношение к сказочной фантастике и сформулировал свои взгляды на соотношение искусства и религии. Толкьен, как полагают Роджерсы, развивал традиции Мильтона: его мифология ориентирована на древнескандинавскую; богатый материал артуровского цикла сознательно не был использован писателем, так как он дошел до нас чрезвычайно "христианизированном" виде и потому не сохранил духа первозданности.

   Авторы исследования считают, что Толкьен продолжил также традиции сказочников-романтиков XIX в. - Л.Тика, Р. Саути, Г.Х. Андерсена. Особо выделяется имя социалиста-утописта Уильяма Морриса (1836-1896), человека разносторонних дарований, поэта, прозаика, ученого-филолога. Толкьен сопоставляется с английскими сказочниками — своими предшественниками и современниками, в частности К.С.Льюисом (1898-1965), близким другом Толкьена, у которого, однако, характер художественного вымысла определяют, как правило, христианские аллегории. Роджерсы находят существенным воздействие на Толкьена Джорджа Макдональда (1824—1905), писателя-сказочника и религиозного философа, близкого к Льюису Кэрроллу (именно для детей Макдональда Л.Кэрролл и сочинил свои книги об Алисе). Очевидны и заимствование Толкьеном мотивов у Э.Дж. Дансейни (Dunsany E.J., 1878-1957) ирландского драматурга и сказочника, а также полемика с ним. Если в сказках Дансейни эльфы, "дети звезд", изображаются как существа, противные божественному порядку, то Толкьен стремится к единству всего живого: эльфы, люди и хоббиты (существа, рожденные фантазией самого Толкьена) приходят у него к гармоничным взаимоотношениям.

   В центре интересов авторов находится зрелое творчество Толкьена, которое они предлагают рассматривать как единое целое, так как оно объедин e49 ено общей темой: отношением писателя к истории, основанном на опыте борьбы прогрессивных сил с фашизмом. Трехтомный "Повелитель колец" (1954—1955), к которому примыкают повесть—сказка "Хоббит, или Туда и обратно" (1937), и "Силмарильон" (опубликован посмертно в 1977), с их точки зрения, объединены как сюжетно, так и концептуально: основные же отличия заключены в масштабе. "Если "Хоббит" изображает месть за частное зло, то "Повелитель колец" - борьбу со злом в мировом масштабе" (с.96).

   Все три главные книги Толкьена были как бы частями единой, которая нуждалась в конструировании, объединении, упорядочении. Толкьен непрестанно возвращался к каждой из них. "Силмарильон", работа над которым началась еще в 2О-е годы, увидел свет последним после многочисленных исправлений и дополнений, "Повелитель колец" "вызревал" около 2О лет, "Хоббит" дважды перерабатывался.

   Мир Толкьена — это преимущественно мужской мир. Исследователи находят в этом свою логику, поскольку эталоном большой литературы для Толкьена были "Беовульф" и "Песнь о Ролланде". В его книгах множество батальных сцен и описаний военных конфликтов, что обычно для эпоса. Однако некоторые авторы работ о Толкьене обвиняли его в милитаризме. Эта точка зрения категорически отвергается Роджерсами. "Прочтение всего творчества Толкьена убеждает, что для него жалость и сострадание важнее, чем отвага в бою, хотя в иных обстоятельствах она может быть желанной" (с.98).

   У Толкьена любая деталь, любая частность обретают второй, скрытый смысл. Писатель часто пользуется символами света и тьмы для изображения добра и зла, но его образы не страдают схематизмом, им присуща напряженная внутренняя борьба.

   Эпос Толкьена создавался в годы, когда Т.С.Элиот создал "Опустошенную землю" (1922), Ж.-П.Сартр -"Тошноту" (1938), А.Камю - "Постороннего" (1942), когда пессимизм, характерный для экзистенциалистской философии, стал типичен для настроений широких слоев европейской интеллигенции. В противовес этому "Толкьен и его герои, несмотря на то, что многое печалит их, сохраняют надежду" (с.122). Вера Толкьена в возможность победы добра воплощена, прежде всего, в образах хоббитов. Отмечая, что критики нередко рассматривают творчество Толкьена сквозь призму католических понятий, авторы монографии подчеркивают общечеловеческую значимость поставленных Толкьеном моральных проблем.


 

Hosted by uCoz