НЕЗАКОНЧЕННОЕ ОКОНЧАНИЕ
(рецензия на ВК-3: Возвращение Государя)
Антон Карелин, 2004


Как-то незаметно получилось, что самый долгожданный фантастический фильм 20 века закончился. Нет, я не о «Звездных войнах», им еще Эпизод III доснимать, а потом браться с новыми силами за третью трилогию. Я об одном из самых сложных проектов (наверное, самом сложном), известном нам, как экранизация «Властелина Колец». По сравнению с ним, помимо StarWars, плавно отдыхают и «Гарри Поттер», и любимая мной «Матрица», и… – а вот и кончились все наиболее масштабные фантастические серии конца прошлого столетия (и, как ни странно, тысячелетия и, как ни удивительно, всей истории кино).
Резюмируя, нам с вами пришлось жить в краткую эпоху, когда четыре масштабнейших фантастических действа были реализованы (либо начаты) в кино. И самым значительным из них, на мой взгляд (да и не только на мой, если уж присмотреться), является как раз рекомый «Piter Jackson’s Lord of the Rings».
Я уже писал о первом и втором фильмах. Выражаясь пафосно, мы с вами вместе прошли этот почти четырехлетний путь ожиданий, восторгов и сомнений, восхищений и разочарований. Теперь он завершен. И хоть у меня не возникает ощущения законченности проекта, надо заканчивать трехсерийную рецензию и подводить итоги.
1. Общие впечатления от «Возвращения Государя»
Говоря о впечатлениях большинства, слепо было бы не заметить триумфа заключительной части «Властелина Колец». Прокатившись по миру волной цунами, меньшей, чем была поднята «Титаником», но большей, чем у всех остальных фильмов в истории кино, Возвращение Государя сходу поставило несколько количественных рекордов – что, впрочем, неудивительно, ибо с самого начала ожидалось.
Есть у заключительной части трилогии и рекорды качества – красота картинки во первых строках. За кадр, в котором падают, как истребители, назгулы, заходящие на Минас-Тирит, отдать все свое имущество и пойти по миру могли бы отнюдь не только «правоверные толкиенисты» – а в фильме не один подобный кадр.
Однако, наряду с восторгами и радостями, близок к рекордному и уровень разочарований. Впрочем, это тоже стало привычным за последнее время. Масштабные фантастические проекты имеют тенденцию схлопываться к концу, и только наименее впечатляющий поначалу «Гарри Поттер» потихоньку разворачивает крылья, с каждым фильмом становясь все привлекательнее – как и с каждой книгой серии.
Но разговор о тенденциях давайте перенесем в итоговую часть рецензии. Здесь же попытаемся осмыслить основные положительные и отрицательные качества третьей части.
2. Взлеты и падения «Властелина Колец»
Безусловно, картинка этого фильма на очень высоком уровне – впрочем, как была и в «Двух Крепостях». Панорамные пейзажи и отдельные сценические решения, ракурсы – завораживают, доставляют истинное удовольствие. Материальная культура, как и прежде, на высочайшем уровне – ничего подобного до трилогии Джексона не было и наверняка еще долгое время не будет. Яркими штрихами в памяти остаются все эти гондорские доспехи, декорации Минас-Тирита и назгулы на летающих тварях, а так же огромнейшие мумаки, топчущие роханскую конницу.
Батальные сцены, да и вообще размах происходящего, способны вселить восхищение, а драматизм, созданный режиссером, временами действительно прошибает зрителя и на слезу, и на нервный смех.
Но наряду с достоинствами, нельзя не заметить и явных недостатков. Говоря о технической стороне дела, довольно заметна разница в уровне спецэффектов к первой и второй частям с уровнем спецэффектов к третьей. Не то чтобы они были очевидно хуже. Нет, но выполнены подчас заметно более небрежно. Хоббиты, освещенные ярче, чем окружающие их люди, слоны, менее контрастные, чем общая панорама – в самые разные моменты фильма невооруженным взглядом заметны косметические проблемы монтажа. Само по себе это было бы не страшно, если бы со всей определенностью не указывало на одну очень неприятную для зрителя тенденцию. Эта тенденция прослеживалась и в заключительной части Матрицы, кстати.
Речь идет о торопливости и небрежности. Причем, об осмысленной торопливости и просчитанной небрежности. Заключенные в рамки жестких бюджетов и сроков, создатели что Матрицы, что ВК, в третьей части допустили массу осознанных ухудшений технического качества, потому что руководствовались принципом «и так сойдет». Потому что знали о действии железного правила: зритель пойдет на заключение нашумевшей трилогии, причем, пойдет в большем объеме, чем на предыдущие фильмы. А потому снимать надо ярко, с размахом, но можно не тратить время и средства на сглаживание шероховатостей. Это суждение и такой образ действий следует относить в первую очередь к продюсерам, чем к режиссерам обоих серий.
Возможно, многим поклонникам серии неприятно слышать это, но руководство каждой кинопроизводящей компании при съемках каждого масштабного фильма, потенциального блокбастера, во главу угла ставит отнюдь не качество самой ленты и не вклад в мировую культуру – а в первую очередь коммерческие показатели. Это произошло далеко не только в Матрице и в ВК – но в этих колоссах современной киноиндустрии создатели сэкономили гигантские средства, упрощая материал и затыкая дыры отвлекающими маневрами.
Следует понимать, что доведение третьей части ВК до технически безупречного уровня первой и второй частей заняло бы больше времени, чем могли себе позволить создатели, и отняло бы лишних не 2-3, и даже на 20-30 миллионов долларов. Трезво оценивая будущую прибыль, маркетологи Warner Brothers и New Line всегда руководствуются простым как день принципом: «в общем сверкании отдельных трещинок не заметно». А если и заметно, влюбленный зритель, находящийся под действием величия и драматизма финала, простит их трилогии, как и многие сценарные ляпы. Иными словами «красивая концовка окупает все».
Что ж, для очень многих зрителей действительно окупает – я слышал и читал множество восторженных откликов, авторы которых указывали на очевидные недостатки фильма со словами – «но это ничего, ерунда, это можно простить». Что ж, расчет голливудских профессионалов снова сработал.
Нужно отдать должное Джексону. Он дважды производил досъемки, и, очевидно, выбивал дополнительные средства на шлифовку и улучшение как третьей части, так и всей трилогии в целом. И он оказался крайне добросовестным во всем, что касается Толкина. При всех своих сценарных преобразованиях и вольностях, он не позволил себе (и в первую очередь продюсерам), например, заменить подробную атаку мумаков на краткий росчерк в общем течении битвы, чтобы сэкономить лишние 5-10 миллионов. Он постарался максимально ярко и впечатляюще показать основные красочные моменты заключительной части трилогии Толкина. Если есть летающие назгулы – то они действуют и летают так, что дух захватывает.
Но следует понимать, что режиссер властен далеко не во всем, что касается итогового материала. И воспринимать трещины как нечто неизбежное, отзвук коммерческой основы любого масштабного голливудского кино.
Говоря же о главном в фильме – смысле, сюжете и художественном уровне происходящего – мы как раз обращаемся лицом к режиссеру, и он несет ответственность за все вопросы и претензии, которые можно предъявить. В данном случае их очень много.
Не задаваясь вопросами, ответ на которые очевиден (куда делся Саруман и почему нет Беспорядков в Шире), мы сразу перейдем к тем вещам, которые не объяснить ограниченным хронометражем картины.
Во-первых, сам сценарий. Он болезненно изобилует упрощениями и вольностями. Начиная с военной и смысловой тупости совершенно не-тактичной высадки орков у Осгилиата, безумным чарджем гондорцев на орочий лучный строй, заканчивая этой великолепной в визуальном смысле и совершенно идиотской по сути атакой мумаков, во время которой Йовин, уподобляясь Люку Скайвокеру, походя перерезает сухожилия у сразу двух ног слона своими мечиками, а Леголас, этот арабский гимнаст-камикадзе, выполняет вольную программу, танцуя на слоне, фильм больше похож на «Большой переполох в маленьком китайском квартале», чем на эпическую драму по одному из наиболее значительных произведений мировой литературы.
Перевирание образов здесь достигло своего апогея. То, что нет Сарумана, плохо не тем, что нет Сарумана – а тем, что мы не видим, почему Белый теперь только Гендальф, и как может пасть мудрость и величие, поддавшись на соблазн власти. Дэнетор – прозорливый, могучий и мудрый наместник, сломленный гордыней и алчным тщанием завладеть Кольцом, донельзя примитивен: это даже не сумасшедший, а просто злобный самодур и кретин, которого при подобных выходках почему-то до сих пор не отстранили от власти и молча слушаются. Фродо именно здесь наиболее выпукло показывает нам отличие – усталого зрелого хоббита, вырванного из размеренного спокойствия Хоббитании, от юного мальчика, способного красиво кривить губы в несчастье, и, будучи под властью сценариста, отсылать наиболее близкое существо, Сэма, по навету наиболее опасного, Голлума. Где внутренняя логика, где психологизм…
А кому он нужен! Ведь Гимли-комик уже прочно вошел в обиход поклонников трилогии, как «симпатичное нацменьшинство», и его шутки «удачно разряжают обстановку». Ведь Гендальф, избивающий Дэнетора, и показывающий шаолиньские боевые чудеса, является приемлимым олицетворением сил света. А Леголас может все.
Поклонники трилогии часто упрекают критиков за то, что они якобы судят «не сам фильм, а то, насколько он похож на книгу». Давайте окончательно разберемся с этим суждением.
Никто из адекватных и разумных критиков трилогии не скажет: «это плохо, потому что не так, как у Толкина». Да и сам фильм критикуют не потому, что он не такой, как Толкин. Говорят: «уровень фильма не соответствует уровню книги», только и всего. При этом можно совершенно по-разному аргументировать, быть согласным или не согласным в тех или иных деталях (кому-то, например, такой образ Гендальфа представляется вполне соответствующим духу книги) – но не отдавать отчета в том, что фильм гораздо слабее книги – значит пребывать в иллюзии, ибо отличаются эти две вещи как бриллиант и хрусталь. Хорошо, конечно, и то и другое. Но разница ясна.
Впрочем, для кого-то смысловой уровень картины является потолком восприятия, и потому ценностный ее уровень как раз «самое то». Проще говоря, для одних шедевром является усложненная проза Набокова, а кто-то клевейшей книгой из прочтенных считает «Сагу о Дриззте». Каждому – свое, а мы вернемся к обсуждаемому предмету.
Сама суть экранизации, между тем, означает попытку переноса концепции, основных мыслей и ценностей, образов, характеров и других составляющих произведения в жанр кино. И оценивая экранизацию, совершенно бессмысленно говорить – «ну, к чему ее сравнивать с Толкиным, это получился отдельный, другой фильм». Смысл в том, что если получился отдельный, другой фильм – не получилась экранизация.
Про творение Питера Джексона, кстати, ни в коем случае нельзя сказать такого – экранизация получилась, да еще какая! Ничего подобного в жанре фэнтези никогда не было, и навряд ли еще появится вскоре. Однако уровень этой экранизации далеко от оригинала. В нем слишком часто крайне примитивным образом представлены сюжетные ходы, персонажи, события и образы, важные для понимания Толкиновских мыслей и воссоздания толкиновской атмосферы.
Сколько угодно можно говорить про драматизм финала, но сюжетная линия «Фродо-Сэм-Голлум» весьма слаба, перенасыщенна лишними словами и розовой поволокой, и психологически не выдержана. Фродо по результатам всей трилогии не проходит того пути, который должен был. Он оказывается ведомым – сценаристами и их упрощениями. Он прыгает с кочки на кочку, отмечаясь в нужных местах, изображая нужные состояния, но ни стройность этих состояний, ни внутреннее развитие конфликта, ни внешние его проявления доверия не вызывает.
И дело даже не в самой той легкости нелогичного отсыла Сэма, и не конкретно в том сверхдоверии, которое оказано Голлуму, а в том, что тщательно, по шажочку выстроенная Толкиным очень достоверная психологическая схема деградации, в которой Фродо все же сохраняет кусочек света в сердце, выдерживает непомерную ношу Кольца, в фильме превращается в схематичный пересказ.
Это, впрочем, можно отнести и к большинству сюжетных линий третьей части. Линия Арагорна и Йовин мигает и сворачивается, Дэнетора – испаряется (черт бы с ним, с Палантиром, если бы сам наместник был достоен), Тропы мертвых – наоборот иллюстрируется, хотя это совершенно излишне, про Сарумана говорить не будем, уже все сказано, Фарамир плюс Йовин подмигивают нам и улыбаются с картинки общего парада, и даже линия прощания, ужасно длинная и растянутая, тем не менее сценарно и режиссерски выстроена столь неудачно, что за 15 минут прощаний не показано самого главного – того, что совершившие уничтожение Кольца, принявшие участие в походе Хранителей – уже не от этого мира. Перевернувшие мироздание, спасшие Свет, они чужые обыденности, они эпичны, и потому постепенно уходят, завершая свой земной путь, уплывают на Запад. К сожалению, и это оказалось не главным для создателей.
Зато мы большую часть экранного времени уделяет битвам, как нужным, так и не нужным (я про высадку и про конный демарш), и самодельным отворотам сюжета. Понятно, что железная мерка голливудских маркетологов определяет, сколько времени должны быть диалоги, сколько пейзажи, а сколько экшн-сцены, и предельно ясно, что оба ненужных демарша, половина Пеленорской битвы, два раздутых поединка с Шелоб, а так же крошечное, но очень утрированное нападение Сэма на орков вставлены в фильм лишь для того, чтобы соблюсти принятую меру, разбавить менее активные сцены.
Кухня и механизм приготовления такого блюда вполне логичны. Сюжет вполовину зависит не от желания перенести на экран то ценное, что сделало эпопею Толкина шедевром, а от необходимости соблюсти баланс. Но после всего этого, глупо не понимать истинного художественного уровня трилогии.
3. Место трилогии в пирамиде ценностей современного кино
Мы много говорили о том, что трилогия Джексона – единственная в своем роде. Не отступимся от этого и после просмотра третьей части с ее незавершающим завершением. Ибо что ни говори, а уровень кино-трилогии «Властелин Колец» очень высок. Джексон хороший режиссер, и он достойно решил стоявшую перед ним архисложную задачу. Ему и его коллегам памятник надо ставить, и не только в Новой Зеландии. Больше, чем они, для популяризации Толкина и фэнтези-культуры вообще, не сделал в последние десятилетия никто.
Да и фильм, если опускать огромное количество претензий, все же весьма хорош. Да, он получился относительно средней экранизацией Толкина, но безусловно лучше такая синица в руках, чем журавль в небе.
Так каково же истинное место кино-трилогии в масштабах современного кино?
Лично для меня, это второе по качеству фантастическое кино после «Матрицы». Будоражащее воображение, открывающее невообразимые перспективы, овеществляющее чудесное и сказочное – в рамках жанра фантастики это шедевр. Правда, как и «Матрица», ВК не выходит за пределы своего жанра, и является по сути развлекательным кино. Причем, в отличие от «Матрицы», в нем практически нет материала для раздумий, ибо создатели добросовестно опустили самое главное наследие Толкина – гуманистическую мораль, синтез мыслей о добре и зле, ответственности и власти.
«Властелин Колец» проект настолько гигантский, что его не сравнишь с такими крошечными проектами, как «Особое мнение» Спилберга или «Унесенные призраками» Миядзаки. Которые как раз сумели выйти за границы развлекательного кино и стать не просто фантастикой, но Искусством.
И именно в этом разрезе становится очень видна основная особенность трилогии: ее неисчерпываемость. Ее незавершенность. Я не имею ввиду того, что в театральной версии ВК смотрится усеченной и обрезанной, а в полной режиссерской получит всю полноту и расцветет всеми красками. Конечно, полная режиссерская версия придаст трилогии Джексона ощутимо большую цельность. Но я говорю о другом. О том, что тема, созданная Джоном, была подхвачена Питером, и оказалась не то чтоб вычерпанной до конца – не исчерпанной даже до середины.
Колосс Толкина гораздо скромнее, чем раскрученный колосс Джексона. Но культурные глубины первого оказались слишком глубоки для второго, и в результате Андуин был сильно обмелен, и переходили его вброд. При этом, Кольцо сорвалось с пальца Джексона, сверкнуло и кануло в воду, чтобы потяреться еще на десять, или на двадцать, или на Бог знает, сколько лет.
Это я называю «незавершающим завершением». Поэтому и назвал рецензию так, как назвал. И потому уверен, что Кольцо когда-нибудь найдется. И кто-то снова взвалит на себя ношу, способную перевернуть мир. Но то уже будет совсем иная история.
А мы пока что лишь поклонимся Джексону и его команде, за тот незабываемый подарок, который они привнесли в нашу жизнь. И скажем им «спасибо». Ибо, хоть и неокончательно, «Властелин колец» ныне закончен.
***
Врезка I: Основные данные о трилогии (для тех мифических личностей, кто еще не знает)
Сценарий: Филиппия Бойенс, Питер Джексон, Френш Уолл.
Режиссер: Питер Джексон.
Актеры: Элайджа Вуд, Йен МакКеллен, Вигго Мортенсен, Шон Эстин, Энди Серкис, Орландо Блум, Джон Риз-Дэйвис, Лив Тайлер, Билли Бойд, Доминик Монаган, Иэн Холм, Кристофер Ли, Кейт Бланшетт, Бернард Хилл, Брэд Дуриф, Миранда Отто, Карл Урбан, Дэвид Уэнэм, Джон Ноубл, Александра Эстин, Сэла Бэйкер, Сара МакЛеод, Стивен Ур, Хьюго Уивинг, Лоуренс Макоар, Брюс Спенс и другие.
Общая продолжительность продюсерской версии трилогии: около 10 часов.

Общая продолжительность режиссерской версии трилогии: свыше 12 часов.
Общая продолжительность отснятого материала: около 40 часов.
Общие сборы по всему миру: около 2,3 миллиардов долларов, прогноз на 3 миллиарда.
Достижения: 2 место в списке самых кассовых фильмов мира (после «Титаника»), 2 место в списке самых кассовых серий (после «Звездных войн»), все три фильма входят в 100 лучших фильмов всех времен и народов международного рейтинга imdb.com, около 40 профессиональных и любительских кинопремий, от «Оскара» до «MTV Awards».
Врезка II: "Властелин колец" в цифрах

1,8 миллиарда долларов: доход от кассовых сборов по всему миру от первых двух фильмов

200 тысяч: участников батальных сцен, созданных при помощи компьютера

12,5 миллионов: колец, сделанных для кольчуг к фильму всего лишь двумя костюмерами
40 933: письма отправили фэны, требующие вернуть в фильм вырезанные сцены с Кристофером Ли (Саруманом)

26 тысяч статистов: использованы в массовых сценах фильма

80 тысяч долларов: цена за кофе, выпитый членами съемочной группы И, для сравнения:
16 тысяч долларов: сумма, за которую были куплены авторские права на экранизацию у наследников Толкина.
Врезка III: об авторе.
Антон Карелин, психолог по образованию, писатель и журналист. Автор множества детективов «под чужими фамилиями», написанных в пору юности, fantasy-трехтомника «Хроники опустошенных земель», выпущенного «АСТ», а так же множества рассказов и статей, которые регулярно публикуются в «Мире фантастики» и на просторах интернета. Ему 27 лет, живет на Волге, в Саратове.







Copyright (c) Портал Средиземья
Hosted by uCoz