Наталья Васильева
Одним из наиболее важных считалось амилессэ ("материнское имя"),
дававшееся Нолдо матерью вскоре после рождения. Это могло быть эссэ
теркенъе (имя виденья души) или эссэ апокенъе (имя предвиденья будущего).
Амилессэ считалось истинным именем и почиталось не менее, чем "отцовское
имя"; иногда амилессэ оставалось чисто личным именем, произносившимся
только в кругу семьи, но часто давалось в торжественной обстановке и, при
полном титуловании, стояло после "отцовского имени".
Из исследователей, уделивших пристальное внимание этому сюжету - истории Турина - и различными его репрезентациям, можно вспомнить только Т.Шиппи, который обратился к позднему прозаическому повествованию "Нарн и Хин Хурин" (в своей книге "Road to Middle-Earth"), и С.Лихачеву, которая исследовала аллитерационную поэму "Лэ о детях Хурина" (кандидатская диссертация "Аллитерационная поэзия в творчестве Джона Ронлада Руэла Толкина").
"Отцовское имя" давалось в торжественной обстановке на церемонии
Эссэкармэ ("Создания Имени") и, как правило, в основе своей имело имя
отца, если имя давалось сыну, или матери, если имя получала дочь.
Когда ребенок начинал находить удовольствие в звучании и форме слов
(ламатъавэ), происходила церемония Эссэклимэ ("Выбора Имени"). Избранное,
или второе имя (эпессэ) в более поздние времена могло выбираться среди уже
существующих имен, хотя в таком случае в них могли вноситься изменения,
соответствующие личности владельца имени.
В силу того, что ламатъавэ столь же индивидуальная характеристика
личности, если не более, как цвет волос, глаз, внешний облик и т.д.,
эпессэ Эльфов не повторялись, по крайней мере, пока простор для создания
имен был достаточно широк.
Часто избранные имена у Нолдор считались некоей "частной
собственностью", пользоваться ими могли только родственники или близкие
друзья, хотя тайной они и не являлись. Назвать Нолдо его избранным именем
без его дозволения в подобном случае было оскорблением.
С течением времени, Нолдор смогли выбирать себе и новые имена, но
прежние оставались частью "полного титула" Нолдо (последовательности всех
имен, которые он носил в жизни).
В текстах, имена сыновей Финве употребляются так, как это, скорее
всего, и делали сами Нолдор.
Так, "отцовское имя" старшего сына, первоначально звучавшее как
Финвион, "сын Финве", впоследствии было изменено на Куруфинве. Его эссэ
теркенъе - Феанаро (К), "Дух Огня" или "Огненный Дух"; первое имя
употреблялось в официальных случаях, но известен он более под вторым;
таким образом, его "полный титул" звучит как Куруфинве Феанаро.
Употреблявшееся в летописях имя Феанор является производным от Феанаро (К)
и Фаэнор (С).
Соответственно, "отцовское имя" второго сына - Финве, впоследствии
Нолофинве; его амилессэ - Инголдо, в знак того, что он является потомком
Ингор (Ванъяр, народа Ингве) и Нолдор. Как правитель Нолдор после
отречения Финве от власти, он носит имя Инголдо-финве. Финголфин,
вероятно, является эпессэ.
"Отцовское имя" третьего сына - Арафинве, "полный титул" - Арафинве
Ингалаурэ. Финарфин, вероятно, также его эпессэ.
Подобная, но более простая система имен существовала и у Эллери Ахэ,
Эльфов Тьмы. Однако, "отцовского" и "материнского" имени как таковых у них
не существовало, хотя первое имя и давалось, подобно эссэ теркенъе Нолдор.
К 12-14 годам, когда выбирался путь, в соответствии с ним избиралось
и Звездное имя, кэннэн Гэлиэ, становившееся знаком пути. Никаких законов
касательно употребления того или иного имени не существовало - это
зависело только от желания носителя имени.
Кэннэн Гэлиэ, как правило, начинались на гэл-, позже и, как вариант,
на эл- ("звезда"). Соответственно, Детям могли также даваться ласковые прозвища, такие как Гэлль, ж.р.
Гэлли "Маленькая Звезда" (наиболее распространенное; тж. Эл, Элли в
Эс-Тэллиа), Аэни "Светлячок" и т.д.
Одним из немногих, а, возможно, единственным исключением из этой
системы имен являлось имя Элхэ, "Полынь", второе, но не Звездное Имя,
впрочем, так же определяющее Путь Видящей.
|