Кэтрин Кинн
Вторая Эпоха Средиземья - это эпоха расцвета, славы и гибели Нуменора. Здесь сделана попытка проследить этот процесс и сопоставить его с известными нам историческими событиями.
Оглавление
Напомню, что речь идет о мире мифологичном, в котором существование и сущности высших сил (богов, ангелов, демонов) и мифических существ (эльфов, драконов, орков, гномов и т.д.) не подвергаются сомнению. Более того, тексты Толкина об этом мире правдивы - как правдивы стихи скальда, ибо значение висы не в ее красоте, а в том, что она облекает информацию в сакральную форму, увековечивая ее. Поэтому не стоит воспринимать тексты Толкина как некую "летопись победителей", поскольку в описываемом мире есть существенное отличие от нашей Земли - там известно (примерно, конечно же), на чьей стороне правда. Другое дело, что многое остается за кадром, а деяния персонажей часто не соответствуют провозглашаемым ими целям. Но хроника и миф ДОСТОВЕРНЫ - а иначе они не то и не другое. Этот мир - Арда - создан Единым Творцом из Музыки Айнур. Валар, бывшие со-творцами Арды, делаются богами этого мира. Они активно формируют его облик - но только до тех пор, пока не приходит час пробуждения Детей Единого, ради которых они, собственно, трудились. Чем более определен облик мира, тем меньше вмешательство валар в его существование, поскольку они - действительно Стихии, и их активные действия вызывают ураганы, землетрясения и извержения вулканов. Действия на уровне "помоги мне, Ульмо, поймать много рыбы" им недоступны. Любое их вмешательство, даже вполне невинное, меняет судьбы людей и эльфов. Поэтому со временем валар как бы отступают за горизонт, оставляя поле деятельности эльфам. Изначально валар выступают как наставники и учителя эльфов. Чему они их могли учить? Я полагаю, что философии - в античном ее понимании. Поскольку учить эльфов ремеслам дело заведомо обреченное - как может существо невоплощенное (вала) учить воплощенного (эльфа) делать что-либо руками? Примеры: Феанор открыл способ делать самоцветы краше тех, что добывают из земли (то есть созданных Ауле); в текстах упоминается множество изделий эльфийских мастеров, включая венец и скипетр Манвэ, но не называется ни единой вещи, сделанной руками валар. То есть от валар эльфы получают истинное знание об устройстве мира. Пример получения этого знания приведен в "Истории Финвэ и Мириэли". Затем роль наставников переходит к эльфам, а учат они людей. Эльфы, которым доступно волшебство, бессмертные творцы прекрасного, передают людям истинное знание, полученное от валар и свой опыт жизни в Арде, опыт НЕПАДШЕГО народа. Непадшего - значит, не совершившего первородного греха, который заключается (по Толкину, равно как и по Льюису) в отрицании Творца, в том, что наделенное свободой воли тварное существо противопоставляет себя Творцу. Эльфы, несмотря на свой мятеж против валар, от Эру не отрекались и Морготу не служили (за редким исключением). А люди пали - см. "Повесть Аданэли" в "Атрабет Финрод ах Андрэт". Миссия эльфов по отношению к людям - это долг старшего брата по отношению к младшему. Валар не участвуют в этом - они мало знают о людях, Творец не открыл им знания о них, и вообще смертные - под рукой Эру, и валар боятся повредить им (см. "Атрабет"). В Первую Эпоху люди, бежавшие в Белерианд от Тьмы, которой ранее сами же и поклонились, учатся у эльфов противостоять ей (см. разговор Садора с Турином в "Нарн иХин Хурин", "Атрабет" и рассказ Элендила в "Потерянном пути"). Люди перенимают у эльфов язык, законы, обычаи, знания. Они живут не просто рядом - а среди эльфов, в самом центре волшебства. И одновременно людям приходится выбирать свое место в войне Добра и Зла, которая в Арде выливается в противостояние Света и Тьмы. Причем заведомо известно, что правда на стороне эльфов, на стороне Света. Только союз эльфов и смертных приносит победу в этой войне. Вторая Эпоха - время расхождения эльфов и людей. Теперь у людей свои короли, свое королевство, они получили непосредственный опыт, подтверждающий пришедшее от эльфов знание о существовании валар. Младший брат повзрослел и ищет свой путь. Разумеется, большинство людей не удерживаются на тернистом пути к вершинам, и возникает зависть к бессмертным, жажда вечной жизни, желание силой взять то, что не дается по просьбе. И вот тогда, когда устремления людей, помноженные на их могущество (отчасти данное эльфами и валар), грозит нарушить миропорядок, валар слагают с себя власть над Ардой и обращаются к Эру. В результате обитель бессмертных удалена из материального мира, а возгордившихся грешников постигает кара - прообраз конца мира, Судного Дня (см. авторский комментарий к "Атрабет"). Итак, боги удалились из мира, и начинается угасание эльфов. Вся Третья Эпоха - это дальнейшее расхождение эльфов и смертных. Когда она окончится, уже не будет смертных воспитанников эльфийских вождей - таких, как Арагорн, и ни один человек не сможет сказать: "Я точно знаю, что сражаюсь за правое дело, потому что я сражаюсь вместе с эльфами". Это последняя эпоха существования Воплощенного Зла, противостоять которому может только союз эльфов и смертных. Уничтожив Саурона окончательно, эльфы могут уйти. Теперь выбирать каждый должен сам - единого, всем известного источника зла нет. Боги, эльфы и маги уходят сначала в легенды, потом в сказки - вместе со своим волшебством. История же Второй Эпохи - это рассказ о том, как божественный дар благоденствия и свободы люди обратили в нечто противоположное. Словом, это одновременно и Атлантида, и Вавилонское Столпотворение (то есть сотворение столпа, чтобы по нему влезть на небеса). Остров Нуменор заселили племена эдайн. Представляется необходимым кратко рассмотреть, что же представляли собой эти народы. Первыми в Белерианд пришел народ Беора. По описанию это высокие темноволосые люди с серыми глазами, наиболее сходные с нолдор страстью к познанию и ремеслам. Они быстро оставили свой язык и стали говорить по-эльфийски - видимо, на нолдорине, нолдорском диалекте синдарина. Если эльфы во многом сильно схожи с кельтами, то и беоринги во многом должны быть аналогами кельтов. Учитывая рельеф местности - шотландцев. Следом пришел народ Мараха. Они говорили на своем языке, владели многочисленными стадами и были весьма воинственны. Они описываются как высокие, светловолосые, вспыльчивые нравом. Судя по "Нарн иХин Хурин" и "Скитаниям Хурина", обычаи у них были скорее англо-саксонские. Третье племя, халадины или народ Халет, описываются как лесное племя, не имевшее единого вождя. По сравнению с другими эдайн халадины были ниже ростом, меньше общались с эльфами, и были куда более похожи на исландцев образом жизни и обычаями - см. сцену тинга в "Скитаниях Хурина". За одним исключением - абсолютное и полное равноправие женщин. Эти-то племена и заселили Нуменор. Беоринги, которых к концу Первой Эпохи осталось не очень много, поселились в основном в западной пятине - Андустаре, или Андуниэ. Первым в роду князей Андуниэ в "Неоконченных сказаниях" назван Валандил, сын Сильмариэн. Она была старшей дочерью Тар-Элендила, четвертого короля Нуменора. В родословном древе, приведенном в тексте "Род Элроса", мужем Сильмариэн значится некий Элатан. В "Алдарионе и Эрендис" говорится, что Эрендис, жена Тар-Алдариона, шестого короля Нуменора, вела свой род 1000 от Берет, дочери Брегора, сестры Бреголаса и Барахира, и была похожа на Морвен Эледвен. Там же сказано, что она (как, видимо, и другие андунийцы) предпочитала говорить по-эльфийски. Напомню, что люди Дома Беора говорили по-эльфийски, в отличие от людей Дома Хадора (народ Мараха), которые сохранили свой язык. Видимо, и в обычаях потомков беорингов было гораздо больше эльфийского. Жители Андуниэ говорили по-эльфийски, а кроме того встречались с эльфами Эрессэа, которые приплывали именно в эту провинцию. Люди Дома Хадора составляли, видимо, большинство приплывших в Нуменор. Они и прежде были многочисленны, и в войнах Белерианда их Дом пал последним. Кроме того, Элрос по мужской линии (сын Эарендила, сына Туора, сына Хуора, сына Галдора) был прямым наследником их вождей. От их языка произошло наречие Нуменора - адунаик, а от него, в свою очередь, произошел вестрон, или Всеобщее Наречие. Как говорится в "Сильмариллионе", люди этого племени говорили на своем языке, хотя имена вождей были по форме синдарскими (см. XI том "Истории Средиземья"), и в домах вождей и знати говорили по-эльфийски. Народ Халет был немногочислен, и халадины довольно скоро растворились, не оставив нуменорцам практически никакого явного наследия. Итак, в Нуменоре с первых веков сложилось двуэтничное и двуязычное общество, которое сохранилось до самого конца. Жившие преимущественно на западе острова "беоринги", темноволосые и сероглазые, говорили на варианте синдарина. Потомки Дома Хадора, составлявшие большинство населения Нуменора, светловолосые и голубоглазые, говорили на адунаике. Доказательства? Пожалуйста. В Третью Эпоху типичная внешность человека нуменорской крови - высокий, темноволосый, сероглазый. И говорит по-эльфийски, но на свой лад. Именно так описываются Арагорн, Боромир, Фарамир, Денетор, разведчики Итилиэна. Все они - потомки Верных, подданных Элендила, князя Андуниэ. Именно такую внешность имеют королева Инзилбет, ее сын Тар-Палантир и его дочь Тар-Мириэль. Между тем Гимилкхад, младший брат Тар-Палантира, "был более похож на отца", а его сын Ар-Фаразон носит прозвание "Золотой" (the Golden). За что ему дано такое прозвище? Наверное, не за страсть к золоту, а за цвет волос. Кстати, ирония судьбы: Черные Нуменорцы, селившиеся в Умбаре и южнее его, могли быть в большинстве своем светловолосыми. О двуязычии нуменорцев. В "Алдарионе и Эрендис" сказано, что Алдарион предпочитал адунаик, а Эрендис - эльфийский. Имена нуменорской знати по форме вообще квэнийские, хотя и не эльфийские - модель их образования походит больше всего на формализованную модель образования поздних германских имен типа Готфрид или Фритьоф, то есть, будучи составлены из значащих корней, общего смысла не имеют. Хотя в отличие от германских, нуменорские более логичны. Например: Валандил, Нолондил, Калмакиль, Минастир. В ту же Третью Эпоху язык запада - это вестрон, производное от адунаика, но у "этнических нуменорцев", дунэдайн, родным языком является эльфийский, о котором сказано во "Властелине Колец", что он был повседневным наречием народа Элендила. (Где это сказано - точно не помню, кажется, в "Двух башнях", в главе о встрече Фродо и Фарамира). А вообще в Нуменоре было три языка - квэнья, синдарин и адунаик. Первый был чем-то вроде латыни - язык официальных документов, хроник и книг (замечу, что одно из названий этого языка у эльфов - пармаламбэ, то есть "язык книг"). Квэнийскими были имена королей и знати. Второй был разговорным языком "беорингов"-андунийцев, а для всех остальных - языком науки, знаний и искусства. Я полагаю, что все знатные или просто образованные нуменорцы были двуязычны. Большинство имен гондорцев и арнорцев - синдарские. Адунаик был простой речью, и имена простолюдинов в "Алдарионе и Эрендис" - адунаикские. Но именно он сделался в Средиземье основой Всеобщего Наречия - ведь большинство нуменорцев, переселившихся в Средиземье в период колониальной экспансии, считали его родным языком. А кроме того, в Эриадоре жили люди, происходившие от тех же племен Первой Эпохи, что и нуменорцы - потомки тех, кто не дошел до Белерианда, ил 1000 и покинул его до начала войн, или не поплыл в Нуменор. И говорили они на языках, восходящих к тому же корню, что и адунаик. А синдарин был "всеобщим наречием" Белерианда, языком межрасового общения до того, как пришла эпоха Владычества Людей, и эту роль перехватил вестрон. Эльфийский язык начал вытесняться адунаиком тогда, когда пошатнулась верность нуменорцев и произошел раскол - а именно, при Тар-Анкалимоне, 14-м короле (годы правления 2251-2386). 18-го короля Тар-Калмакиля (годы правления 2737-2825) называли именем на адунаике наряду с квэнийским. 20-й король (годы правления 2899-2962) принял скипетр под именем Ар-Адунакхор, разорвав тем самым нить традиции и совершив святотатство. Он запретил говорить по-эльфийски и учить эльфийские языки. Права нуменорцев, для которых эльфийский язык был родным, восстановил только Тар-Палантир, 24-й король (годы правления 3243-3255). А его самозванный преемник Ар-Фаразон опять стал преследовать говорящих по-эльфийски... И все же в Третью Эпоху родной язык дунэдайн - эльфийский. Заметки по ходу дела - о внешности нуменорцев. Элрос, брат-близнец Элронда, был темноволосым и сероглазым (см. описание Элронда во "Властелине Колец"). Тар-Алдарион - светловолосый, его жена Эрендис - темноволосая и сероглазая, похожая обликом на Морвен Эледвен (в повести описывается момент, когда Алдарион принял Эрендис за эльфу). Их дочь Тар-Анкалимэ - стройная темноволосая и сероглазая красавица. Темноволосым был и Тар-Палантир, а его дочь Тар- Мириэль опять же прекрасна на эльфийский лад - темноволосая и сероглазая. Ар- Фаразон же, как я уже говорила, светловолосый. Элендил, князь Андуниэ и потомок Сильмариэн, высокий и темноволосый, равно как и все его потомки (вплоть до Арагорна). Вообще же, судя по всему, идеалом красоты для нуменорцев были не голубоглазые блондины (как в средневековой Европе), а высокие, сероглазые и темноволосые - похожие на эльфов-нолдор. (Заметка не в строку. Золотоволосые Идриль и Галадриэль - прекрасны, но куда больше внимания уделено описанию черноволосой красавицы Арэдэли. Равным образом и "прекраснейшая из эльфов" Лютиэн, и Мелиан - темноволосы. Прекраснейшая из смертных женщин Морвен Эледвен - темноволосая. Ср. описание Арвен). Первый правитель Нуменора был потомком вождей всех трех племен, полуэльфом - потомком всех эльфийских королевских домов (Ингвэ, Финвэ и Тингола), сыном святого (а кто же, по-вашему, Эарендил, как не святой Брендан и не прообраз Христа? - см. "Христос" Кюневульфа), да еще и помазанником божьим в прямом смысле этого выражения. Итак, что представлял собой Нуменор в начале Второй Эпохи? Видимо, это было раннефеодальное государство, ближайшим аналогом которого могла бы послужить идеализированная Англия времен короля Альфреда или мифическая Логрия короля Артура. Второе даже ближе. В повести "Алдарион и Эрендис" говорится, что нуменорцы - наполовину эльфы по законам и обычаям. В чем это могло выражаться? Вероятно, в том, что основой нуменорских законов послужили законы эльфийские. А по части обычаев эдайн и до того слишком многое переняли у эльфов. Религия Нуменора была монотеистической. О существовании Единого Творца нуменорцы знали, можно сказать, из первых рук - от эльфов, которые, в свою очередь получили это знание от валар-архангелов. Эльфы не были религиозны - у них вряд ли были обряды и богослужения, жертвоприношения в любой форме (включая возжигание свечей и воскурение ладана). Все их обряды ограничивались тем, что отмечали переход границы - становился ли ребенок взрослым (эссэкильмэ у нолдор), заключал ли эльф брак (свадьба), менял ли имя в связи с переменой в сердце (эссэкармэ), или погибал. См. "Законы и обычаи эльдар". Нуменорцы в начале своей истории вряд ли были более религиозны. В "Описании острова Нуменор" упоминаются лишь три праздника, имеющих религиозный смысл - Эрукьермэ (моление Эру), Эрула 1000 йталэ (хвала Эру) и Эруханталэ (благодарение Эру). Все эти празднества выглядели следующим образом - желающие шли торжественным шествием к вершине Менельтармы. Возглавлял шествие король. Он один мог говорить на вершине священной горы - ведь потомок Элроса был посредником между богом и народом. Не думаю, что нуменорцы почитали валар, как почитали в средние века святых. А вот в колониях зачатки культа валар могли возникнуть. Но опять же зачатки, которые так и не развились - вспомните, как в сильно регрессировавшем по сравнению с Нуменором Гондоре конца Третьей Эпохи разведчик из отряда Фарамира взывает к валар - примерно так же, как мы восклицаем "боже мой!" или "черт возьми", не вкладывая в восклицание никакого сакрального смысла. Вряд ли нуменорцы были способны вести религиозные войны, "обращая в свою веру" (справедливости ради надо сказать, что как предлог для покорения "низших" в поздний период истории Нуменора могла выступать и религия, но не более, чем предлогом). Однако раскол на околорелигиозной почве произошел. В чем же он заключался? Все дело в проблеме вечной жизни. Тяжело осознавать, что твоя жизнь, хотя и долгая, все же имеет конец, в то время как рядом живут бессмертные эльфы - причем по почти тем же законам, почти с такими же обычаями. Вот и возникает зависть - как же так, им дали, а нас обделили? За что? Разве мы не живем по праведным обычаям? Разве мы не чтим Единого, не уважаем валар? Почему же они не дают нам того, что мы просим? И постепенно праведность становится ханжеством, перерастающим в неверие, а затем и в отрицание благости Божьей. Нуменорцы отстраняются сначала от эльфов, потом от валар, а потом и на Творца плюют. См. "Аккалабет" в "Сильмариллионе". О Черных Нуменорцах в текстах сказано мало, но, судя по всему, они появляются примерно одновременно с назгулами. Почему они "черные"? Вероятно, потому, что отреклись от Эру (Света) и предались Тьме, исповедуя что-то вроде сатанинского культа. В "Аккалабет" упоминаются предводители Черных Нуменорцев в Средиземье Хэрумор ("Повелитель ночи" или "Черный Владыка") и Фуинур ("Слуга Мрака" или "Слуга Страха"). Говорится, что они служили Саурону. Итак, к середине третьего тысячелетия ВЭ среди нуменорцев существуют: монотеизм с поклонением Эру (религия Верных), фактический атеизм (у Людей Короля), сатанинский культ (которому следуют Черные Нуменорцы), а также, вероятно, простонародная вера в Бога и милостивых валар. Можно предположить, что введенный Ар-Фаразоном культ Мелькора - Владыки Людей с его кровавыми жертвоприношениями и Храмом имел под собой основу в виде учения Черных Нуменорцев. А иначе как бы удалось Саурону так быстро, на протяжении каких-то десяти-пятнадцати лет, учредить этот культ в Нуменоре? При этом надо учитывать, что средняя продолжительность жизни нуменорцев втрое больше нормальной, и следовательно, пятнадцать лет соответствуют нашим пяти, когда речь идет о смене идеологии или культурной традиции. Каковы были основные положения этого черного культа? Судить о них мы можем по рассказу Элендила в "Lost Road", по "Аккалабет" и "Потоплению Анадунэ" из IX тома. В основе его лежало утверждение, что Властелин Людей - не какой-то там Эру, а Мелькор. Соответственно, Мелькор может в обмен на жертвы даровать долгую жизнь (в перспективе - вечную) и наградить различными благами. Словом, нуменорцы попались на тот же крючок, что и их прародители на заре истории - см. "Повесть Аданэли" и комментарий к ней. О почитании Белого Древа. Не подлежит сомнению то, что Два Древа - это просто вариант Мирового Древа всех мифологий мира. Стоит заметить, что Тэльперион - мужского рода, а Лаурэлин - женского (в "Сильмариллионе" этой разницы нет, а вот в остальных вариантах этого текста, как кратких, так и пространных, есть). Опять же, в не вошедших в "Сильмариллион" (который есть всего лишь выполненная К.Толкином компиляция) текстах говорится, что Свет Незапятнанный, который хранили в себе Два Древа, был необходим эльфам, чтобы они могли жить в Арде Искаженной, не истаивая. То есть поскольку их тела состояли из отравленной злом Моргота м 1000 атерии, а дух был непадшим и бессмертным, то со временем дух сжигал тело (см. "Законы и обычаи"). Жизнетворный свет Дерев этому препятствовал, компенсируя морготову порчу. Вообще у эльфов особое отношение к деревьям и лесам, но развивать эту тему - значит начать исследование на тему "Лес и его обитатели в европейской мифологии". См. Проппа и Фрезера). Еще во времена расцвета Валинора Йаванна вырастила для тэлери на Тол-Эрессэа образ Тэльпериона - белое дерево, которое те называли Келеборн ("Серебряное Древо"). Гибель Дерев была не просто трагедией, а катастрофой, поскольку был утрачен Свет Незапятнанный, не искаженный и не отравленный злом Моргота (свет Луны и Солнца таки отравлен, потому первая слишком холодна, а второе бывает горячо). Отныне эльфы были обречены уйти из Средиземья в землю бессмертных. Уже в Изгнании Тургон, король Гондолина, создает подобия Золотого и Серебряного Деревьев и устанавливает их на главной площади Гондолина (в "Падении Гондолина" эта площадь названа Гар Айнион, Священная). Любопытно, что в Дориате особым почтением пользуется огромный бук Хирилорн, под которым король Тингол имел обыкновение держать совет и вершить суд (см. "Лэ о Лэйтиан", "Нарн иХин Хурин", главу "О Берене и Лютиэн" из "Сильмариллиона"). В Лориэне Третьей Эпохи вообще на деревьях живут, причем почитают эти маллорны священными деревьями. Нуменорское Белое Древо носит женское имя Нимлот ("Белоцветная", ср. имя жены Диора - тоже Нимлот, и кстати - племянница Келеборна). Оно привезено на остров эльфами с Тол Эрессэа и олицетворяет связь прошлого с настоящим и грядущим. Нимлот - это то дерево, на котором держится крыша дома, это центр и опора Нуменора, символ его веры. Одновременно это талисман королевского рода - вроде кощеевой иглы, в которой находится его смерть. Срубив Нимлот, подрубишь корень королевского рода и погубишь его. Что Саурон и делает. Однако спасенный Исилдуром плод знаменует переход благословения на боковую ветвь рода Элроса, а впоследствии благосостояние и само существование королевского рода Гондора связано с Белым Деревом. |