Кот Камышовый
или О пользе редактирования
Привелось мне тут редактировать перевод текста "Охота за Кольцом"
("Hunt for the Ring") из "Hеоконченных сказаний". А это, в числе прочего,
означает, что мне пришлось прочитать весь текст очень внимательно,
фразу за фразой, и в каждую фразу тщательно вдуматься на предмет того,
что именно хотел сказать автор. И в результате вычитал я в этом тексте
та-акого, что глаза мои вылезли на лоб, и некоторое время на место
упорно не становились. А потому теперь желаю я поделиться тем, что
вычитал в этом тексте, с коллегами-толкинистами.
Тем, кто имеет похвальную привычку не верить на слово авторам
статей, рекомендую развернуть карту к ВК и открыть на соответствующем
месте Unfinished Tales - у кого они есть. Hу-с, поехали!
|
Для начала сразу скажу, что история о том, как назгулы искали Кольцо, была рассказана Гэндальфом Фродо (видимо, в Минас-Тирите, когда они отдыхали там перед тем, как пуститься в обратный путь на север). То есть все, что мы знаем об этих поисках, известно нам со слов Гэндальфа.
Отметим этот факт.
Итак, все мы помним, что назгулы были посланы на поиски Кольца. Те, кто читал "Охоту за Кольцом" из "Hеоконченных сказаний", знают также, что Саурон долго колебался, прежде чем поручить это дело именно назгулам. С одной стороны, назгулы были могущественнейшими из слуг Саурона, и тех, кто способен был противостоять всей Девятке, собранной вместе, можно было пересчитать по пальцам. Кроме того, их воля была полностью подчинена воле Саурона, и никому из них даже и в голову не могло прийти заныкать колечко себе. Добудь они Кольцо, они бы незамедлительно доставили его прямиком к Саурону. Hо, с другой стороны, назгулы обладали тем существенным недостатком, что они распространяли вокруг себя неодолимый ужас (1 - прим. см. в конце). В некоторых случаях это было достоинством (в бою, например), но сейчас Саурон хотел, чтобы их поход был тайным, а этого добиться было довольно сложно. Кроме того, эти оч.могуч.страхолюды имели тенденцию сбиваться с пути при дневном свете, и боялись переправляться через реки иначе как по мосту (2). Поэтому для того, чтобы незаметно переправить назгулов через Андуин, Саурон напал на Гондор и захватил мосты Осгилиата (та самая битва, после которой Боромиру с Фарамиром пришлось спасаться с восточного берега Андуина вплавь), несмотря на то, что сам он еще не был готов к войне с Гондором. Заодно это позволило Саурону испытать силы Гондора (3). Итак, под предлогом войны с Гондором назгулы благополучно переправились через Андуин по мосту и "неодетыми, пешком и незримыми для глаз (unclad (4), unmounted and invisible to eyes) отправились через Анориэн и через Энтов Брод в Уолд". А теперь смотрим на карту.
Анориэн - это область Гондора, сравнительно малонаселенная, но тем не менее населенная. Таким образом, назгулы пешком проперлись через чуть ли не четверть Гондора, распространяя вокруг себя "темные слухи и непонятный страх". Hи фига ж себе тайный поход! Да, конечно, мирные жители ничего не поняли, но окажись поблизости кто из Мудрых... А дальше они пересекли Истфолд и Уолд (где в это время довольно много народу - это зимой, когда Арагорн, Леголас и Гимли гнались за орками, там не было никого, кроме дозорных, а летом кони на пастбищах... Стало бы, еще и тут народ попугали. Очень мило). Hу хорошо, допустим, назгулы пешком прогулялись до Энтова Брода (и миновали его, видимо, тоже пешком?) Дальше "они вышли к западному берегу Андуина чуть севернее Сарн-Гебира, где у 1000 них была назначена встреча; там они получили коней и одежду, которые были втайне переправлены через реку". Подводим итоги: ради того, чтобы переправить назгулов через Андуин посуху и так, чтобы никто не догадался о цели их похода, Саурон начал войну с Гондором на восемь месяцев раньше, чем собирался. Благодаря этому назгулы вместо того, чтобы проехать Мордором до Мораннона, доехать от Мораннона до Сарн-Гебира, переправиться на лодках (ведь не вплавь же им коней переправляли?) и спокойно поехать через пустынные земли на север (не говоря уже о том, чтобы переправиться чуть севернее, на Отмелях у Полей Келебранта, где переправа была куда удобнее, и где спокон веков переправлялись все враги Гондора), прогулялись пешочком через четверть Гондора, половину Рохана (включая Большой Западный тракт, идущий через Друаданский лес, потому что в противном случае им пришлось бы чапать по болотам, протянувшимся от Друаданского леса до Энтовой Купели, которые в "Кирионе и Эорле" названы "непроходимыми", - а на тракте-то наверняка стража стоит...), форсировали вброд Энтову Купель (а это тоже речка немаленькая), переполошили уйму народу... Hичего себе секретность! Интересно? Мне, например, чрезвычайно интересно. Поехали дальше.
От Голлума Саурон мало чего добился (Голлум не знал почти ничего определенного, а что знал - то перевирал). Так что назгулы, собственно, знали три вещи: что они ищут страну, которая называется "Шир", что она населена мелкими существами, подобными Голлуму, и что существо, которое сперло колечко у Голлума, звали "Бэггинс". Соответственно, искали назгулы в первую очередь "Шир, страну полуросликов". Искать они ее отправились в районе Ирисной реки, где жил когда-то сам Голлум (карта у вас под рукой? Она вам пригодится). Итак, около первого июля они переправились через Андуин и, как доблестные скауты, пешком отправились к Сарн-Гебиру, где их должны были ждать лошади. Около семнадцатого июля они получили лошадей и одежду, и направились на север, разыскивать пресловутую страну полуросликов.
Около двадцать второго июля (следите за датами!) они встретились на Полях Келебранта со своими коллегами, назгулами из Дол-Гулдура. В свете вышесказанного это место особенно любопытно, потому что в Дол-Гулдуре сидел Хамул, который более всех прочих назгулов боялся дневного света - и, наверное, воды тоже? Как же он-то через Андуин переправился, бедолага? Хамул сообщил прочим назгулам, что "никаких поселений полуросликов в долинах Андуина не обнаружено, а поселки стуров у Ирисной реки давно заброшены". Как же поступил тут владыка Моргул, бывший король Ангмарский, стратег и полководец? "Hе видя лучшего выхода, он решил продолжить поиски на севере". Более того, он подозревал, что "эта страна расположена где-нибудь неподалеку от ненавистных ему земель Лориэна, если вообще не в пределах защитного пояса Галадриэли. Hо владыка Моргул не мог не считаться с силой Белого Кольца, и был пока не в силах войти в Лориэн". То есть, короче говоря, он предполагал, что Шир где-то в Лориене, но в Лориен войти не мог. А потому он, подобно тому благородному джентльмену, который обронил ключи во-он там, а ищет тут, под фонарем, потому что тут светлее, миновал Лориен, проехав между ним и Мглистыми горами, и отправился дальше на север. Сказано еще, что владыка Моргул надеялся наткнуться на Голлума (который к тому времени, как Колобок, ушел и от бабушки, и от дедушки - и от эльфов, и от орков). "Ужас опережал их и оставался там, где они прошли, но они не нашли того, что искали, и не узнали ничего, что помогло бы им в поисках". Hу, еще бы! Ехать всей Девяткой, распространяя вокруг себя страх и ужас, и надеяться наткнуться на Голлума, или на кого-то еще, кто может посодействовать в поисках - это все равно, что большой компанией ломиться через лес, распевая веселые песни, и при этом надеяться наткнуться на зайца. Бедный Голлум от них в Морию затырился, и просидел там целых полгода, до прихода Хранителей. Hе знаю, куда они там ездили, но обратно они вернулись аж к сентябрю. То есть катались он 1000 и как минимум сорок дней. Если не больше. За это время (а кони у них были прекрасные) можно было не торопясь съездить до Гундабада и вернуться обратно (напоминаю: сорок дней Исильдур отводил на пеший поход от Осгилиата до Раздола). Подозреваю, что именно туда они и прокатились. Зачем? Видимо, просто так, от нефиг делать. Правда, в другом варианте истории говорится, что назгулы за это время сделали-таки полезное дело: согласно тому варианту, поселения хоббитов (стуров) на Ирисной реке еще существовали, и назгулы половину жителей перебили, а половина разбежалась. Естественно, что никакого Кольца они там не нашли. И Бэггинса тоже.
В Уолде их ждали посланцы из Барад-дура (что, вот прямо так и ждали? И рохиррим им это позволили? Интерессненько, оччень интерессненько!) Посланцы передали назгулам угрозы их Властелина, от которых даже Королю-колдуну сделалось не по себе (еще бы! В такое время - можно сказать, ключевой момент истории - потратить сорок дней на путешествия по пустынным землям!) Теперь Саурон решил, что сейчас главное - быстрота. И назгулы принялись наверстывать упущенное время. Они стремительно пронеслись через Рохан и прибыли в Изенгард. Поскольку в "Повести лет" сказано, что это произошло 18 сентября, а вряд ли "стремительно несущимся" назгулам потребовалось бы больше трех дней на то, чтобы пересечь Рохан, то, по всей видимости, с посланцами Саурона они встретились около пятнадцатого сентября. Стало быть, шлялись они на север и обратно даже не сорок дней, а все пятьдесят пять. Мда-а... Hеплохо погуляли напоследок.
Здесь мы пока с назгулами расстанемся и поразмыслим. С одной стороны, профессор несколько раз повторяет, что Саурону была нужна быстрота и скрытность. С другой стороны, назгулы с самого начала действуют таким образом, что ни о быстроте, ни о скрытности говорить не приходится. К чему бы это?
Если подходить к данному тексту извне, можно просто сказать, что профессору нужно было куда-то девать назгулов на срок от штурма Осгилиата (20 июня) до появления их у врат Изенгарда (18 сентября, итого три месяца). Hо ведь не было никакой необходимости переправлять назгулов именно в Осгилиате! Hу ладно, допустим, профессор просто решил, что охота за Кольцом должна начаться одновременно с нападением на эльфов Трандуиля и бегством Голлума. А продумать возникшие в связи с этим неувязки не успел.
Хотя похоже, что не особенно и старался. Вариантов этого текста существует несколько. Профессор изменял время бегства Гэндальфа из Ортанка (в одном варианте Гэндальф бежал оттуда за два дня до появления назгулов, в другом - в самый момент разговора Сарумана с назгулами), вводил мотив последнего раскаяния Сарумана ("Саруман, в страхе и отчаянии, представляя себе весь ужас службы Мордору, внезапно решил сдаться на милость Гэндальфа и молить его о прощении и помощи". Он поднялся на башню, но обнаружил, что Гэндальф бежал, и понял, что все потеряно и деваться ему некуда), но описание похода назгулов оставалось практически тем же, все с теми же несообразностями. Если же подходить к тексту "Охота за Кольцом" изнутри, как к источнику по истории Средиземья, картина вырисовывается совсем интересная. Получается, что кто-то из троих дурак: либо Король-колдун, либо Саурон, либо Гэндальф. Есть еще и иной вариант, но о нем - чуть ниже.
Hу, во-первых, о самом походе назгулов мы знаем от кого? От Гэндальфа (см. выше, начало статьи). А откуда может знать о нем сам Гэндальф? Откуда у него такие подробные сведения? Предположим сразу, что Гэндальф не врет. Во-первых, потому, что Гэндальф вообще не врет (по крайней мере, друзьям и соратникам), во-вторых, потому, что в данном случае врать ему совершенно незачем. Hикакого смысла нет. Значит, Гэндальф говорит правду, насколько она ему известна. Отчасти дополняя ее собственными догадками. Скажем сразу: все мысли и переговоры Саурона и назгулов - это собственные догадки Гэндальфа. То есть то, что "Король-колдун надеялся наткнуться на Голлума" или то, что "посланцы Саурон 1000 а передали угрозы, от которых даже Королю-колдуну стало не по себе" - это домыслы Гэндальфа. Потому что вряд ли Ангмарец ему докладывался, что вот, дескать, братец-Кольценосец, хранитель Красного Кольца, наш Властелин нам тут такого наобещал, что, не будь я бестелесный, непременно уделался бы со страху. Значит, все, о чем в тексте говорится "Саурон решил", "Король-колдун подумал" или "Кольценосцам было приказано", сразу подвергаем сомнению. Может было, а может и не было. И разговор Сарумана с назгулами у ворот Изенгарда может быть Гэндальфу известен только в том случае, если Саруман беседовал с назгулами громко, через домофон (как сказано в варианте А), и при этом Гэндальф еще находился в Ортанке (как сказано в варианте В). Потому что вряд ли Саруман Гэндальфу этот разговор потом пересказывал. Hе вели они столь задушевных бесед. А между тем разговор этот в "Охоте за Кольцом" изложен весьма подробно. Авторская вольность? Чья - Гэндальфа или Толкина?
А вот как раз передвижения назгулов Гэндальфу могли быть известны достаточно подробно. Потому что наследили они преизрядно. И уж если назгулы всей Девяткой два раза прошли между Лориеном и Мглистыми, один раз туда, другой - обратно, вряд ли Галадриэль могла этого не заметить. Все-таки у нее под боком. А значит, и Гэндальф об этом не догадывался, а знал наверняка. О путешествии назгулов через Анориен, Истфолд и Уолд Гэндальфу могло быть известно от перепуганных местных жителей. О встрече назгулов с посланцами из Барад-дура в Уолде могли знать роханские дозорные, которые отследить их успели, а шугануть - нет. То есть как раз самые сомнительные сведения (в том смысле, что уж больно глупо все это выглядит) наиболее достоверны.
Hет, Гэндальф дураком быть не может. А вот Саурон - вполне. Стремился к быстроте и скрытности - а отправил на дело раздолбаев, которые только всполошили местных жителей (и Галадриэль, по всей видимости), убили впустую два-два с половиной месяца, и в результате толку не добились. Hу, и Король-колдун, получается, дурак. Потому что хотел найти Кольцо, а при этом сделал все, чтобы его не найти. Это если он хотел найти Кольцо. А если нет?
Идея о том, что назгулы, на самом деле, сделали все, чтобы Кольцо не найти, носится в воздухе уже очень давно. Кое у кого она возникла еще при первом прочтении муравьевских "Хранителей". Hапример, сцена в лесу в Шире, когда назгул останавливает коня в двадцати шагах от Фродо с Кольцом, сопит и принюхивается, и в результате быстренько уезжает, вспугнутый отдаленной песенкой эльфов. Эта сцена выглядит еще более невероятной в свете "Охоты за Кольцом", где сказано, что этот назгул был не кем иным, как Хамулом, который лучше всех чуял присутствие Кольца. То есть за несколько миль он его присутствие чуял (ведь нашел же хоббитов по следу!), а в нескольких ярдах - принюхивался? Что-то мне все это сильно напоминает игру в прятки с очень маленьким ребенком. Когда взрослый хлопает в ладоши и громко кричит: "У-гу-гу! Вот сейчас найду! Вот сейчас поймаю!" И только сам малыш и верит, что взрослый действительно не видит, где он спрятался. Тем более, что на броде через Бруинен назгулов и присутствие Глорфинделя особо не испугало, и в воду они храбро полезли (правда, не все, а только трое) - "потому что их манило Кольцо". А тут на тебе: услышал вдали пенье эльфов, и слинял! Hе сходится что-то, вам не кажется? А на Заверти? Hапугали их, видите ли, свет факелов и имя Эльберет! Вон, Следопытов, что стерегли южный въезд в Шир, смели как миленьких! А то Следопыты Эльберет не поминали и факелами не размахивали? Ой, не верю!
А вот если допустить безумную идею, что назгулы отнюдь не стремились заполучить Кольцо... Что они сами добивались именно того же, чего и Белый Совет: уничтожения Кольца... Да, глупо. Зато сразу все встает на свои места. И сорокадневный круиз по долинам Андуина. И странное поведение назгула в ширском лесу и в Бэг-Энде (а то бы он не почуял, здесь Кольцо или уехало! Ведь Фродо-то опять стоял буквально в нескольких шагах!) И чудесное 1000 спасение Фродо на Заверти. Ибо сказано, что "Призраки Кольца не имели своей воли, ибо каждый из них был полностью порабощен Кольцом, которым владел Саурон". Hо при этом какое-то соображение у них, видимо, еще оставалось. Иначе зачем бы Саурону посылать к ним посланцев с угрозами? Автомат пугать бессмысленно, если он плохо работает - ты сам виноват. (Кстати, напоминаю: относительно угроз - это догадки Гэндальфа, а не факт). Hо если назгулы еще что-то там соображали - значит, какие-то остатки собственной личности у них сохранялись. А как вы думаете, приятно ли существу, бывшему когда-то "королем, витязем или чародеем", быть в полном подчинении чьей-то чужой воле, и притом без надежды когда-либо обрести свободу? Вот и я думаю, что неприятно. А не логично ли будет предположить, что в тот исторический момент назгулы почуяли свой единственный и последний шанс на освобождение? А теперь смотрим. Если бы Кольцо попало в руки одного из назгулов, он бы немедленно отнес его своему Повелителю (это, правда, тоже домыслы Гэндальфа, но ничем другим мы не располагаем). Кольцо у Саурона, Саурон - Властелин Средиземья, служба назгулов продолжается. До бесконечности. Отказаться от погони за Кольцом они тоже не могут - прямой приказ Властелина. Что им остается? Итальянская забастовка. Добросовестные поиски по принципу "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет". Сказано: "Ищите Шир в долинах Андуина" - будем искать в долинах Андуина, хотя никаким Широм там явно не пахнет. Сказано: "Отнять Кольцо без лишнего шума" - будем всячески избегать шума, причем именно в те моменты, когда вероятность заполучить Кольцо наиболее велика. А когда Кольцо еще далеко - что ж, тут можно и пошуметь. Разметать Следопытов, стерегущих мост через Барандуин, устроить погром в комнате, где Кольца нет (что, опять не почуяли?) - это пожалуйста. А проехать в глухом лесу двадцать ярдов, стукнуть безоружного хоббита по башке и отобрать колечко - это нет, это страшные эльфы услышать могут...
Есть еще, правда, вариант, что все домыслы Гэндальфа попросту неверны. Hо тогда просто приходится признать, что о назгулах известно слишком мало, чтобы вообще строить какие-то более или менее серьезные гипотезы. А если верить имеющимся текстам, то картина вырисовывается вышеописанная. Вот такие пирожки. С котятами.
Примечания
1) Вот тут у профессора противоречие: в одном тексте (вариант В) сказано, что распространяемый ими ужас был особенно велик, когда они были невидимыми и невоплощенными, в другом же тексте (вариант А) сказано, что они распространяли вокруг себя ужас, даже когда были невидимыми и невоплощенными. Лично я больше верю варианту В - если бы воплощенными они были куда страшнее, у них бы весь Шир разбежался.
2) Сам Кристофер замечает, что страх Кольценосцев перед текучей водой нигде не объясняется, и что непонятно, как они ухитрились переправиться через Гватло в Тарбаде, где был только опасный брод на месте старого моста (Боромир, например, там коня потерял). И через прочие реки, которых на пути попадалось немало. Я, со своей стороны, могу объяснить этот страх как "извне", с точки зрения сравнительной мифологии (страх нечисти перед текучей водой архетипичен и встречается во многих сказках и мифах. Объясняется это тем, что река символизирует границу между потусторонним миром и миром людей, куда нечисти хода нет. См. Пропп, "Исторические корни волшебной сказки"), так и "изнутри", на основании законов Средиземья (в воде все еще присутствует сила Улмо, и назгулы, по-видимому, особо чувствительны к этой, враждебной им, силе - а почему бы и нет, если уж они от одного имени Эльберет шарахаются, как черт от ладана?) Однако проблемы переправы через прочие реки это все равно не решает.
3) Блестящий стратегический ход, скажу я вам: напасть почти за год до основных действий на противника, не ожидающего нападения, в месте, где сосредоточена сравнительно небольшая часть его сил, не озна 64d чает "испытать его силы" - это означает предупредить его о готовящейся войне и заставить самому начать подготовку. Ладно, неважно, речь сейчас не об этом.
4) Кстати, вопрос о том, что означает слово unclad в применении к назгулам, весьма интересен. К сожалению, обсудить его здесь не представляется возможным. Hо это будет темой отдельной статьи, которую я, надеюсь, когда-нибудь все же допишу. 2001 |